8:59

19 сентября

межбанкпокупкапродажа
USD27.4927.75
EUR32.41 33.00
RUB0.320.38

Перепись заробитчан: решится ли государство на налогообложение трудовых мигрантов

Перепись заробитчан: решится ли государство на налогообложение трудовых мигрантов

С первого июля страны Европейского Союза продолжат запрет на въезд для иностранцев из стран, где до сих пор наблюдается высокий уровень заболеваемости коронавирусом COVID-19. Украина – также в этом списке. Это означает, что сотни тысяч украинцев не смогут не только поехать в туристические путешествия, но и на традиционные заработки за границу.

Украинские рабочие – едва ли не самая мощная рабочая сила в странах Восточной Европы. В Польше, несмотря на карантин, до сих пор находятся около миллиона украинских граждан. Среди них не только работники, но и их семьи. В Чехии уже официально признали, что без помощи украинских заробитчан может существенно пострадать сельскохозяйственная отрасль. Конечно, украинцев ждут не везде. Но если и ждут, то в основном из-за того, что именно наши сограждане могут хорошо выполнять работу при достаточно низкой оплате труда, как для самих европейцев.

Однако этот год станет мощным ударом для самих заробитчан, ведь не все найдут и планируют находить работу в Украине. К тому же именно эта категория украинских граждан имеет больше сбережений и всегда была источником притока иностранной валюты в отечественную экономику.

Чего следует ожидать украинцам, которые уже длительное время привыкли работать за границей? Как сложатся отношения с государством, и как это скажется на доходах украинских рабочих?

Никто никого не удерживает?
В этом году из-за карантина не только в самой Украине, но и в других государствах многие украинцы вынуждены оставаться дома. Некоторые ищут новую работу, но большинство, по сути, «проедают» накопления и ожидают восстановления рынка труда в более богатых странах Европы.

Между тем доходы украинских заробитчан в текущем году существенно снизятся. Ежегодно официально Нацбанк фиксирует рекордные суммы переводов в иностранной валюте от украинских гастарбайтеров. В прошлом году, по данным НБУ, украинцы перевели около 12,5 миллиардов долларов. В докладе Всемирного банка фигурирует даже большая сумма – около 16 миллиардов долларов. В 2018-м украинцы перевели несколько меньше – 14 миллиардов долларов.

В этом году, по данным НБУ, из-за границы переведут только 10 миллиардов долларов. Конечно, все эти валютные поступления существенно влияют на внутренний рынок, прежде всего на развитие малого предпринимательства. Ведь пока одни украинцы зарабатывают за границей валюту, их семьи в основном тратят эти средства в гривнах на локальном уровне. А значит поддерживают торговлю, разнообразные сферы услуг.

Еще в мае текущего года в украинских соцсетях и СМИ всколыхнул громкий скандал о том, что украинская власть якобы оказывает сопротивление для выезда украинских рабочих за границу, которые имеют официальные контракты. На самом деле ситуация действительно была неоднозначной, ведь правительство в условиях карантина организовывало специальные рейсы, чтобы вернуть украинцев домой. Поэтому попытки других граждан в разгар эпидемии ехать на заработки, естественно, вызвали ряд вопросов.

Впрочем, тогда ситуацию удалось решить – вмешался лично президент. Он пояснил, что «рабства в Украине нет», и предложил всем желающим украинцам, которые планируют выехать за границу, подкрепить свои намерения официальным контрактом от работодателя минимум на 3 месяца, а также гарантиями медицинского страхования и места жительства.

На самом деле лишь немногие украинцев, которые едут за границу, могут продемонстрировать контракты с зарубежными работодателями. Не только потому, что этот рынок в ЕС является таким уж «теневым» – наоборот: чтобы легально работать, украинцам приходится оформлять документы непосредственно по месту пребывания, ведь в самой Украине трудоустройством занимаются посредники, а не сами работодатели.

Искушение новыми налогами
Заработки в валюте и недостаточная регулированность рынка трудовой миграции – поле для формирования государственной политики в данной сфере. К сожалению, часто политики стараются не столько создать условия для легального трудоустройства и цивилизованных отношений между гражданином и государством, сколько рассматривают заробитчан как еще один источник наполнения бюджета.

Так, еще в прошлом созыве парламента был зарегистрирован ряд законодательных инициатив, которые якобы должны были урегулировать сферу трудовой миграции за границей. Одна из самых скандальных инициатив – законопроект №10153 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления государственной поддержки украинский за рубежом». Документ предусматривал ряд нововведений, среди которых – создание отдельного органа исполнительной власти по вопросам трудовой миграции, формирования реестра работников и внедрение карты трудового мигранта, а также создание так называемого «Фонда благосостояния» для украинских трудовых мигрантов.

Конечно, наполнение Фонда планировалось за счет добровольных взносов или дополнительного платежа от самих мигрантов. С другой стороны – законопроект должен был урегулировать сферу предоставления услуг по трудоустройству для самих украинских трудовых мигрантов, чтобы обезопасить их от аферистов и создать базу данных официальных работодателей из-за рубежа, обеспечивал дополнительные социальные гарантии. Рациональная и благородная цель. Впрочем, документ был отозван, а впоследствии объявлены досрочные парламентские выборы.

Государство vs трудовые мигранты
Однако ключевой вопрос, как регулировать сферу трудовой миграции, никуда не исчез. И именно нынешний период карантина – время для откровенного разговора между самими заробитчанами и государством.

Ведь в урегулировании этой сферы заинтересованы все. Украинские трудовые мигранты должны получить четкий статус в обществе, понять, на какие социальные гарантии от государства могут претендовать, а на какие – нет. Так же и государство, у которого должно быть четкое понимание того, где заканчивается сфера его компетенции и как создать благоприятные условия, чтобы работать за границей было безопасно и выгодно украинским гражданам.

Так, например, недавно министр Кабинета министров Олег Немчинов рассказал о том, что в правительстве изучают ситуацию, которая сложилась, когда украинцы получают пособие по безработице и одновременно работающих за рубежом на сезонных работах. Мол, подобные вопросы нужно урегулировать, чтобы и государство, и сами трудовые мигранты понимали и несли общую ответственность в подобных вопросах.

Первый довольно осторожный шаг навести порядок в данной области сделала Верховная рада еще на прошлой неделе, приняв законопроект №2365 «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством в трудоустройстве за границу». Целью документа является защита украинцев, которые ищут трудоустройства за рубежом и постоянно работают в других странах, а также – нормализация работы компаний, осуществляющих трудоустройство украинцев за рубежом, либерализация процедур и правил работы таких компаний.

В частности, создаются условия для функционирования компаний-посредников на рыночных условиях. Украинцам не придется платить заранее за трудоустройство, что сделает невозможным существование в этой сфере аферистов. В то же время на компании-нарушителей будет накладываться штраф (2-5 тыс. необлагаемых минимумов).

Это лишь первый шаг на пути к урегулированию сферы трудовой миграции за границу. Было бы хорошо, чтобы действующее правительство и Верховная рада начали работу в направлении создания инфраструктуры, которая помогала бы всем желающим гражданам работать за рубежом. Подобная попытка уже была. В парламенте предыдущего созыва был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной защиты трудовых мигрантов», которым предлагалось усовершенствовать защиту государством прав внешних трудовых мигрантов, в частности в сфере образования, пенсионного обеспечения и налогообложения. Речь шла об отмене так называемого «двойного налогообложения» доходов трудовых мигрантов путем заключения соответствующих международных договоров и предоставления налоговых льгот трудовым мигрантам и членам их семей в Украине.

Одновременно с этими процессами, конечно, нужно осуществлять шаги по запуску и развитию мощностей отечественной экономики, что, в свою очередь, постепенно бы «выравнивало» зарплаты с теми же странами ЕС и создало достойные условия для труда и жизни в Украине. Только благодаря этим двум параллельным процессам можно постепенно решить проблему оттока трудовых кадров за границу.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

Свежие новости

19:23
18 сен
В Херсоне увеличили количество COVID-патрулей
18:00
18 сен
Мопедисты на Херсонщине стали чаще попадать в аварии
16:32
18 сен
Oпpeдeлeнa лучшaя cпopтcмeнкa Xepcoнa
15:07
18 сен
На Херсонщині нагородили кращих стрілків-копів
13:30
18 сен
Дві тисячі захисних костюмів для херсонських медиків шиють у Білій Церкві
12:02
18 сен
Пapтия "Xepcoнцы" нaвoдит пopядoк кo Дню гopoдa
10:35
18 сен
Інформація щодо стану передачі Бази відпочинку «Білі крила»
09:58
18 сен
Тема: Вредно или полезно кушать суши?
09:03
18 сен
На Херсонщине диагностировали 28 новых случаев COVID-19
19:23
17 сен
Херсонський маяк у списку найвищий маяків світу
17:52
17 сен
У Херсоні п’ять пар відсвяткували «Золоте весілля»
16:24
17 сен
Peйдoвaя пepeвaлкa гpузoв в Xepcoнcкoм мopпopту пoд угpoзoй
15:00
17 сен
Херсонські підприємці сплатили 470 мільйонів гривень єдиного податку
13:30
17 сен
Все чиновники Херсонской ОГА сдадут тест на коронавирус
11:58
17 сен
Херсонские спасатели продезинфицировали 31 объект социальной сферы
10:31
17 сен
Платники Нововоронцовщини сплатили понад 1 мільйон гривень за нерухомість
Больше новостей