0:48

17 января

межбанкпокупкапродажа
USD27.1927.42
EUR30.70 31.10
RUB0.320.38

Крымские татары с Подолья

Крымские татары с Подолья

С одной стороны, мы с уверенностью заявляем, что про татар нам все известно. По крайней мере, по поговоркам и пословицам у нас каждый знаток: “Незваный гость - хуже татарина”; “Нам, татарам, все равно”. Более продвинутые знатоки вспомнят более мудрые татарские истины: «Без пчелиных укусов и меда не бывает», «Глупец скажет - «победил», мудрый скажет - «уступил дорогу». Но фольклор — он и есть фольклор. Он рождался веками и является своеобразной летописью взаимоотношений народов и государств. Поэтому в нем достает и правды, и выдумки; и доброты, и зла. На то и существует «золотая середина», к которой и нужно стремиться!

Полтора года назад после аннексии Крыма, более 10 тысяч крымских татар вынужденны были покинуть полуостров. Большая часть осела в приграничном Геническом районе на Херсонщине. Другая часть устремилась подальше от захваченных земель. 35 семей нашли приют на Подолье и компактно проживают в селе Новая Гребля Калиновского района Винницкой области.

Как их приняла христианская община? Как адаптируются они на новом месте? Какие бытовые проблемы? Эти вопросы мы думали задать, когда готовились к встрече с новыми «подолянами».

В Новой Гребле легко «по народной указке» находим трехэтажное здание бывшего общежития, где поселились переселенцы. Нас уже ждут. Сразу объявляют свои правила: журналистки будут разговаривать с женщинами на, так называемой, «женской половине», а мужскую часть журналистской группы уже ждут на мужской.

Татарская женщина — особый разговор: тут наряду с сохранившимся родовым уважением к мужчине, присутствует такое историческое главенство татарских женщин в семье. И важные решения принимаются порой именно ими. Да, по-восточному хитро, да по-восточному мудро, но как говорится важен результат. То есть «шея» - жена, которая вертит «головой» - мужем — это не про эмансипированных, эгалитарных женщин Европы. Скорее, про представительниц слабого пола востока, которых у нас традиционно считают «второсортными» по отношению к восточным мужчинам.

Крымские татары с Подолья

Нас встречают Мадина, Мунивер, Ленора, Марьям - грациозные походки, паранджа, тихая речь. Так, по нашему мнению, и должна выглядеть мусульманская женщина и пока все укладывается в наши стереотипы. Осторожно начинаем спрашивать: как зовут, сколько детей? Но, тонкий аромат восточных пряностей и свежей выпечки отвлекает и все заготовленные заранее деловые вопросы отходят на второй план. Атмосфера так и располагала к задушевному разговору.

Для крымских татар кухня, как и для нас, - место сакральное.

В Советском Союзе не только «ПОЭТ был больше чем поэт!», но и «КУХНЯ — была больше, чем кухня!». Тоталитарное государство диктовало свои условия: молчать и все одобрять! Но свободолюбие — естественное чувство для любой нации, любого человека. Поэтому любая кухня в советской квартире была неким подобием современных ток-шоу. Где собирались друзья, соседи и решали важные социально-политические вопросы страны. Жаль только, что тогдашнее правительство не слышало этого.

Кухню, на которой нас принимают татарские женщины делят сразу несколько хозяек. Сегодня, главная на ней - хохотушка Ленора. Радушная хозяйка, между ответами на наши вопросы, проворно накрывает на стол. И говорит обо всем сразу: кухонных рецептах, политике, и семье...

- Я мама двоих детей. Мы приехали полтора года назад. Сначала, два месяца, жили в оздоровительном лагере, потом переехали сюда. Трудно? Трудно! Мы оставили в Крыму квартиру, уезжали ненадолго, думали на месяц-два. Как приняли? Хорошо, - рассказывает Ленора.

Когда еще ехали в автобусе в Новую Греблю водитель рассказывал, что местные не очень радушно встретили крымских татар. Были бытовые конфликты. Даже приезжали журналисты центральных телеканалов, чтобы «разрулить конфликт». Конфликт не разрулили, зато сделали для себя правдами и неправдами «сенсацию».

Как результат — общаются теперь селяне с журналистами неохотно. «Они практически не выходят за территорию. А вечерами их мужчины ходят с фонариками и охраняют их. От кого? От нас?» - недоумевает местный житель Александр.

«А еще летом моей соседке сделали замечание, что она в шортах ходит, мимо их окон. Это же не мы к ним приехали? А они к нам! - подхватывает разговор его супруга Светлана. - Со своей библией в чужой монастырь не ходят»!

Хотя и не на микрофон — несмело, но все же признают, что спустя полтора года совместной жизни начинают терпимей относится к своим новым соседям. А началом для «эры терпимости и милосердия» для обоих сторон стала церковь! Не только в духовном, но и в самом прикладном смысле этого слова: татарская община помогла с ремонтом в местной церкви и селяне хоть и не сразу, но начинали видеть в новых соседях не иноверцев, а тех кто верит, но только немного по-другому, чем мы.

Селяне вдруг обнаружили, что стали причастными к, до этого неведомым для сельского масштаба, глобальным вопросам, — отличие культур народов мира. Смиренную скромность и сдержанность восточных людей, они приняли за скрытность и коварство.

А татары оказались не коварными, которые хуже, чем «незваный гость» с пословицы, а просто другими. Они, например, считают правильным умалчивать о том, что является предметом широких обсуждений на уровне украинского «сельского радио». Сплетнях и слухах, которые смакуются под семечки на любой сельской скамье.

Пока мы слушаем, на столе появляется чай, а чай для крымских татар, как для всего востока, это неотъемлемый атрибут гостеприимства. Его подают крепким, горячим с медом и сладостями. Так неспешно за чаем продолжаем разговор.

Крымские татары с Подолья

На кухню, то и дело заглядывают любопытные малыши, но получив кусок пахлавы - убегают. Бахрам, Закира, Ильдар... - малышей много, более 60! Татарские семьи большие!

А дети в школу ходят? Задаем вопрос Марьям - признанной ханум этой небольшой общины. К тому же - маме семи малышей.

«Конечно, у нас 20 школьников. Местную школу, до того как мы приехали хотели закрывать, но теперь — нет», - говорит Марьям. «С нашими школьниками такие же проблемы, как и с вашими. И учится не хотят, и двойки приносят, и балуются».

Постепенно на кухне нас становится все больше и больше. Гомон все громче и громче. Настоящие восточные посиделки. Теперь вопросы задаем не только мы, но и нам.

Татары — нация необыкновенная, загадочная и таинственная. “Нация подобна женщине — она серчает и сердится, когда на нее не обращают внимания. Кажется ей, что ее цветущие достоинства увядают, если нет к ним интереса со стороны”, - говорил Ходжа Насреддин.

Засидевшись допоздна, начинаем собираться. Уже на улице встречаемся с командиром добровольческого подразделения «Крым» Исой Акаевым.

«Налажившееся взаимопонимание с местными дает свои результаты, - говорит он. - Сейчас под зиму становится все «теплее» в селе. Все больше хороших знакомых и друзей среди селян появляется. Да и мы татары, становимся уже какими-то «своими» в Новой Гребле. Сейчас собираемся открыть в Виннице культурный центр, который покажет и культуру и обычаи татар. Не для того, чтобы кого-то «отатарить». А для того, чтобы показать, что все мы - люди. И живем теми же людскими ценностями: мир в семье и стране, любовь к детям, и уважение к старшим и память об ушедших от нас навсегда».

А разные мы не более, чем «разная» своим укладом каждая семья. Неважно какая: украинская или татарская!


Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества.

Ходжа́ Насредди́н — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (например, в городе Акшехир, Турция). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

Свежие новости

19:30
10 дек
За період «червоної зони» поліцейські Херсонщини виявили близько 4 тисяч порушень карантину
18:00
10 дек
У Генічеському районі патрульні евакуювали авто з траси — його водій «джекпот» для інспекторів
16:30
10 дек
Завтра в крупнейшем херсонском ТРЦ состоится открытие новогодней елки
15:00
10 дек
«Ее будет не узнать», - жителям Херсона пообещали кардинальное преображение Набережной
13:30
10 дек
На Новый год херсонцам предложат елки в горшках и наборы веточек
12:00
10 дек
Херсонцам, перешедшим на автономное отопление, продолжают приходить платежки от ТЭЦ
10:30
10 дек
З 15 грудня буде змінено номер телефону Контакт-Центру херсонського Водоканалу
09:00
10 дек
Оперативна інформація щодо поширення коронавірусу на Херсонщині 09.12.2021
18:00
09 дек
В Бериславском районе из-за бешеного кота в селе объявили карантин
15:50
09 дек
Суд продлил арест Мангеру при отсутствии доказательств его вины или мотива, – защита
15:00
09 дек
Xepcoнcькoму пiдпpиємcтву нapaxoвaнo збитки зa зaбpуднeння пoвiтpя близькo 700 тиc. гpн
13:30
09 дек
У Херсонській області – спалах африканської чуми свиней
12:00
09 дек
Еще сотню гаражей и 45 киосков планируют демонтировать в Херсоне
10:30
09 дек
Камень и дерево ー в Херсоне владельцев МАФов обязали переделать конструкцию согласно архетипу
09:08
09 дек
COVID-19 на Херсонщині: за добу померли 5 пацієнтів, захворіли 135
19:30
08 дек
B Xepcoнe eдвa нe пoгиб oxpaнник лoдoчнoгo пpичaлa
Больше новостей